Фотоальбом

Краткая энциклопедия тайских росписей

1
Супханбури — Таиланд Март 2020
NIKON D90, NIKON D7200
Запустить слайдшоу

В ходе недавней поездки в «доремоновый» храм в Супханбури (а «Доремон» — это местный азиатский чебурашка, только синий), там обнаружились пожалуй самые качественные из виденных мною настенных росписей. В свою очередь этот факт сподвиг на то, чтобы провести фотомарафон и описание храмовых росписей Таиланда.

Хотелось бы обойти вниманием популярные точки, но первые пару картинок - это всё таки центральный столичный Ват Сутхат, не просто богато, а невероятно богато и детально украшенный тёмно-золотыми буддистскими картинами от пола и до потолка зала "убосота", считающегося самым длинным и самым высоким из подобных залов в Таиланде.
Хотелось бы обойти вниманием популярные точки, но первые пару картинок - это всё таки центральный столичный Ват Сутхат, не просто богато, а невероятно богато и детально украшенный тёмно-золотыми буддистскими картинами от пола и до потолка зала "убосота", считающегося самым длинным и самым высоким из подобных залов в Таиланде.
В центральном зале "вихарн" храма Ват Сутхат, где часто вечерами собираются люди на массовую медитацию, росписи не менее впечатляющие.
В центральном зале "вихарн" храма Ват Сутхат, где часто вечерами собираются люди на массовую медитацию, росписи не менее впечатляющие.
В условиях периодической влажности, когда штукатурка имеет свойство отваливаться, а обои гнить, более-менее держатся картины на дереве. Однако традиционные украшения деревянных дверей - это малоинтересная пара охранников, иногда на львах, иногда с ружьями, для пущего устрашающего эффекта.
В условиях периодической влажности, когда штукатурка имеет свойство отваливаться, а обои гнить, более-менее держатся картины на дереве. Однако традиционные украшения деревянных дверей - это малоинтересная пара охранников, иногда на львах, иногда с ружьями, для пущего устрашающего эффекта.
Уникальные росписи в храме на острове Ко Крет, что в Бангкоке, явно были созданы иностранными специалистами, ибо не вписываются в типичные для тайского стиля каноны. Храм Порамай Йикават реставрировался при участии Короля Рамы 5-ого в дворцово-европейском стиле, на что и сейчас приятно посмотреть.
Уникальные росписи в храме на острове Ко Крет, что в Бангкоке, явно были созданы иностранными специалистами, ибо не вписываются в типичные для тайского стиля каноны. Храм Порамай Йикават реставрировался при участии Короля Рамы 5-ого в дворцово-европейском стиле, на что и сейчас приятно посмотреть.
Чаще всего росписями украшают зал посвящений "убосот", где напротив Будды будет сцена "Великого потопа" (а вернее "Будда подчиняет Мару"), за Буддой - картина буддистского мироздания с адом внизу, который как раз можно в деталях и разглядеть.

Классика сцен: невзрачный фон широкими мазками, проработанные фигуры персонажей и божественные существа в золотых линиях и тонких текстурах узоров.

Тематика данной картина - земной король посещает с экскурсией ад.
Чаще всего росписями украшают зал посвящений "убосот", где напротив Будды будет сцена "Великого потопа" (а вернее "Будда подчиняет Мару"), за Буддой - картина буддистского мироздания с адом внизу, который как раз можно в деталях и разглядеть. Классика сцен: невзрачный фон широкими мазками, проработанные фигуры персонажей и божественные существа в золотых линиях и тонких текстурах узоров. Тематика данной картина - земной король посещает с экскурсией ад.
Кроме сцен потопа, схемы вселенной с раем, райскими садами и адом, буддистских сказок и жизни Будды, также иногда встречаются эпизоды эпоса Рамаяна. Так на данной картине увеличивший себя Хануман укрывает во рту Раму с армией. Роспись выглядит странной, потому что художник не закончил работу.

Сценами Рамаяны особо знатен и храм Изумрудного Будды в Бангкоке.
Кроме сцен потопа, схемы вселенной с раем, райскими садами и адом, буддистских сказок и жизни Будды, также иногда встречаются эпизоды эпоса Рамаяна. Так на данной картине увеличивший себя Хануман укрывает во рту Раму с армией. Роспись выглядит странной, потому что художник не закончил работу. Сценами Рамаяны особо знатен и храм Изумрудного Будды в Бангкоке.
Классика росписей чаще просто сама себя повторяет примерно на одном уровне качества, поэтому больший интерес представляют отклонения от нормы, который в свою очередь бывают крайне разнообразны по стилю, содержанию, технике исполнения.

Самый простой подход современности - типичные мотивы наполнить "пасхальными яйцами", как то пистолет у демона, устрашающего Будду, или иконки соцсетей, кстати также в демоническом контексте
Классика росписей чаще просто сама себя повторяет примерно на одном уровне качества, поэтому больший интерес представляют отклонения от нормы, который в свою очередь бывают крайне разнообразны по стилю, содержанию, технике исполнения. Самый простой подход современности - типичные мотивы наполнить "пасхальными яйцами", как то пистолет у демона, устрашающего Будду, или иконки соцсетей, кстати также в демоническом контексте
Если случаи иной степени сложности, когда к примеру обстановка сцен в росписях переносится в современность. Этот фрагмент из целой визуальной поэмы на стенах храма, повествующей о жизни типичного столичного района от беспечных времён старых каналов до суеты наших дней. В повествование также вставлены популярные фестивали типа Сонграна, китайского нового года и важные события храма, как визит кронпринца на процедуры установки пика крыши "чо фа".
Если случаи иной степени сложности, когда к примеру обстановка сцен в росписях переносится в современность. Этот фрагмент из целой визуальной поэмы на стенах храма, повествующей о жизни типичного столичного района от беспечных времён старых каналов до суеты наших дней. В повествование также вставлены популярные фестивали типа Сонграна, китайского нового года и важные события храма, как визит кронпринца на процедуры установки пика крыши "чо фа".
Выдающийся случай росписей о современности и в современном стиле, также и с мелкими скрытыми деталями, прямо сейчас завершается в ступе храма Ват Пакнам в Бангкоке.

Художник не только изобразил местных жителей в их повседневной одежде, но также на росписях можно узнать поименно всех районных собак и котов.
Выдающийся случай росписей о современности и в современном стиле, также и с мелкими скрытыми деталями, прямо сейчас завершается в ступе храма Ват Пакнам в Бангкоке. Художник не только изобразил местных жителей в их повседневной одежде, но также на росписях можно узнать поименно всех районных собак и котов.
Когда художнику дают просторы и свободу для самовыражения, как это случилось в храме Сималайсонгтам, то в итоге можно увидеть практически что угодно, например роспись посвященную детям, потерявшимся в пещере, и их героическим спасателям.
Когда художнику дают просторы и свободу для самовыражения, как это случилось в храме Сималайсонгтам, то в итоге можно увидеть практически что угодно, например роспись посвященную детям, потерявшимся в пещере, и их героическим спасателям.
Дизайнерские росписи - это экспрессия и завитушки. На фоне причудливого буйства красок и вторичных форм, суть и содержание картин уходит на второй план.
Дизайнерские росписи - это экспрессия и завитушки. На фоне причудливого буйства красок и вторичных форм, суть и содержание картин уходит на второй план.
Один из самых общедоступных и впечатляющих примеров дизайнерской росписи - это "синий храм" Ват Ронг Сыа Тен в Чианг Рае.

Кстати - классическая сцена победы Будды над Марой.
Один из самых общедоступных и впечатляющих примеров дизайнерской росписи - это "синий храм" Ват Ронг Сыа Тен в Чианг Рае. Кстати - классическая сцена победы Будды над Марой.
Инновационный подход можно найти в храме Ват Бан Рай в провинции Корат. Тут росписи в стиле комиксов нанесены на плитку. Заметьте, как умело художник воспользовался геометрией, разделив гранью колонны личность мотоциклетного хулигана с его буддистским альтер-эго.
Инновационный подход можно найти в храме Ват Бан Рай в провинции Корат. Тут росписи в стиле комиксов нанесены на плитку. Заметьте, как умело художник воспользовался геометрией, разделив гранью колонны личность мотоциклетного хулигана с его буддистским альтер-эго.
И вся эта тема про росписи возникла от того, что посетил данный небольшой, внешне малопримечательный храм Ват Сам Пасио в провинции Супанбури. Никто бы и не обратил внимания на типичный храм столь же типичной и безликой сельской местности у реки ТхаЧин. Но художник по росписям, обновляя их, невзначай добавил едва заметных персонажей современности, в первую очередь - японского робо-кота Доремона, популярного у тайских детей. Подобное отношение к росписями, хоть и практикуется, но в данном случае вызвало возмущение у неких религиозных активистов и защитников авторских прав, что и увеличило внимание к храму.
И вся эта тема про росписи возникла от того, что посетил данный небольшой, внешне малопримечательный храм Ват Сам Пасио в провинции Супанбури. Никто бы и не обратил внимания на типичный храм столь же типичной и безликой сельской местности у реки ТхаЧин. Но художник по росписям, обновляя их, невзначай добавил едва заметных персонажей современности, в первую очередь - японского робо-кота Доремона, популярного у тайских детей. Подобное отношение к росписями, хоть и практикуется, но в данном случае вызвало возмущение у неких религиозных активистов и защитников авторских прав, что и увеличило внимание к храму.
Ничего особенного в этом храме, кроме мелких вкраплений мульт-персонажей в традиционных росписях я и не ожидал. Как и в интернетах, так и со стороны тут всё выглядит вполне обычно. Однако, на деле меня ждали самые стильные из классических, самые детальные, самые проработанные и даже можно сказать самые завораживающие росписи из многих виденных в Таиланде.
Ничего особенного в этом храме, кроме мелких вкраплений мульт-персонажей в традиционных росписях я и не ожидал. Как и в интернетах, так и со стороны тут всё выглядит вполне обычно. Однако, на деле меня ждали самые стильные из классических, самые детальные, самые проработанные и даже можно сказать самые завораживающие росписи из многих виденных в Таиланде.
На относительно небольшое пространство стен зала нанесено огромное число буддистских тем, и ещё больше деталей по каждой. Фон традиционный, выполнен в общих и тусклых чертах, однако старательно вырисованы все листики, цветочки, ягоды и фрукты. Божественные персонажи ярки, особенно в деталях одежды, где всё, что только можно покрыто тончайшими золотыми завитками и разнообразием текстур, паттернов. 

На фото скорее всего сцена из джатаки 540 - король на охоте подстрелил Саму, который носил своих слепых родителей в корзине. В итоге добрые боги всех починили и жили они долго и счастливо.
На относительно небольшое пространство стен зала нанесено огромное число буддистских тем, и ещё больше деталей по каждой. Фон традиционный, выполнен в общих и тусклых чертах, однако старательно вырисованы все листики, цветочки, ягоды и фрукты. Божественные персонажи ярки, особенно в деталях одежды, где всё, что только можно покрыто тончайшими золотыми завитками и разнообразием текстур, паттернов. На фото скорее всего сцена из джатаки 540 - король на охоте подстрелил Саму, который носил своих слепых родителей в корзине. В итоге добрые боги всех починили и жили они долго и счастливо.
Больше нигде не припомню такой проработки в росписях. И столь удачного визуального контраста при сохранение общей эстетики и классического стиля. Сцена: король ведёт слепых родителей Самы.
Больше нигде не припомню такой проработки в росписях. И столь удачного визуального контраста при сохранение общей эстетики и классического стиля. Сцена: король ведёт слепых родителей Самы.
Некоторые привычные сцены выглядят несколько иначе. Например - соблазнение Будды тремя дочерями "дьявола" Мары, где они обычно танцуют голые, но тут одна из развратниц откуда-то приволокла подушку, и просто прилегла.
Некоторые привычные сцены выглядят несколько иначе. Например - соблазнение Будды тремя дочерями "дьявола" Мары, где они обычно танцуют голые, но тут одна из развратниц откуда-то приволокла подушку, и просто прилегла.
А это могла бы быть сцена смерти Будды, но ни Сам, ни свита как-то не соответствует привычным канонам, где все должны быть одеты в оранжевые робы, лишь брахманы в белое. Судя по цветастым рубахам и штанам со слонами, больше похоже на празднование тайского нового года Сонгран. На самом деле - это джатака 539, хоть и про предыдущие реинкарнации Будды, но тут некий принц спит после кораблекрушения и в нём по ступам опознали наследника престола. После коронации принц ушёл в лес от красавицы жены дабы стать аскетом.
А это могла бы быть сцена смерти Будды, но ни Сам, ни свита как-то не соответствует привычным канонам, где все должны быть одеты в оранжевые робы, лишь брахманы в белое. Судя по цветастым рубахам и штанам со слонами, больше похоже на празднование тайского нового года Сонгран. На самом деле - это джатака 539, хоть и про предыдущие реинкарнации Будды, но тут некий принц спит после кораблекрушения и в нём по ступам опознали наследника престола. После коронации принц ушёл в лес от красавицы жены дабы стать аскетом.
Святой отшельник с айпадом стал одной из икон храма, ему даже отдельная статуя в огороде установлена.
Святой отшельник с айпадом стал одной из икон храма, ему даже отдельная статуя в огороде установлена.
Буддистская сказка о том, что заклинатель змей дёргал за хвост большого красного змея, водил его по всяким выставкам и рынкам, где показывал за деньги, а потом отпустил. Честно говоря, глубокой философской мысли не разобрал.
Буддистская сказка о том, что заклинатель змей дёргал за хвост большого красного змея, водил его по всяким выставкам и рынкам, где показывал за деньги, а потом отпустил. Честно говоря, глубокой философской мысли не разобрал.
Фрагмент росписи по осаде Аютайи. Несчастный случай на крепостной стене. Но несмотря на аютайские декорации дело скорее всего происходит за пару тысяч лет до того в древней Индии. Сказка в волшебном подземном тоннеле.
Фрагмент росписи по осаде Аютайи. Несчастный случай на крепостной стене. Но несмотря на аютайские декорации дело скорее всего происходит за пару тысяч лет до того в древней Индии. Сказка в волшебном подземном тоннеле.
Типичная сцена собрания в рай-отделе на самом верхнем уровне. Заметьте, практически нет ни одного квадратного миллиметра, ни покрытого узорами. Сказка о короле, посетившим ад и рай.
Типичная сцена собрания в рай-отделе на самом верхнем уровне. Заметьте, практически нет ни одного квадратного миллиметра, ни покрытого узорами. Сказка о короле, посетившим ад и рай.
Индусский царь Неми времён Королевства Видеха посещает с экскурсией ад. Потом, вернувшись на землю, всем царь наказал вести себя хорошо и давать подаяния монахам.
Индусский царь Неми времён Королевства Видеха посещает с экскурсией ад. Потом, вернувшись на землю, всем царь наказал вести себя хорошо и давать подаяния монахам.
Приглядевшись к котлу, где в аду кипятятся грешники, то можно как раз и заменить того самого японского робо-кота Доремона, из-за которого столько шума про этот храм с росписями. Даже видно, что Доремона пытались чем-то заклеить или замазать.
Приглядевшись к котлу, где в аду кипятятся грешники, то можно как раз и заменить того самого японского робо-кота Доремона, из-за которого столько шума про этот храм с росписями. Даже видно, что Доремона пытались чем-то заклеить или замазать.
Популярная сцена с бандитом Ангулимала ("ожерелье из пальцев", отрезанных пальцев). Коротко эта история звучит так: бандит хочет убить и отрезать палец Будде, гонится за ним, но никак не может догнать, кричит: "Остановись, милейший", а Будда отвечает: "Нет, это ты остановись". Тут-то бандит бросает свой кинжал, плачет, кается, бреется головой, и уходит в монахи. Но в полной версии - это целый лихо закрученный блокбастер с пространственно-временными твистами.
Популярная сцена с бандитом Ангулимала ("ожерелье из пальцев", отрезанных пальцев). Коротко эта история звучит так: бандит хочет убить и отрезать палец Будде, гонится за ним, но никак не может догнать, кричит: "Остановись, милейший", а Будда отвечает: "Нет, это ты остановись". Тут-то бандит бросает свой кинжал, плачет, кается, бреется головой, и уходит в монахи. Но в полной версии - это целый лихо закрученный блокбастер с пространственно-временными твистами.
Какие-то конфессиональные отношения, в моих комментариях не нуждающиеся. Однако стоит отметить, что усатый аскет левой рукой показывает "вам туда", на запад.
Какие-то конфессиональные отношения, в моих комментариях не нуждающиеся. Однако стоит отметить, что усатый аскет левой рукой показывает "вам туда", на запад.
Неизвестная мне сцена зверского убийства кота долотом и киянкой.
Неизвестная мне сцена зверского убийства кота долотом и киянкой.
Не точно, но вероятно эта история о том, как некий король Экараджа по наставлению придворного мудреца, дабы попасть с рай, собрался хорошенько поджарить своих ближайших родственников прямо на дворцовой площади, но тут прилетел Индра (хотя тут больше на Брахму похоже, с коромыслом) и дал всем нагоняй. А мудреца того толпа растерзала на потроха.

Художественный интерес представляет декорация дворца.
Не точно, но вероятно эта история о том, как некий король Экараджа по наставлению придворного мудреца, дабы попасть с рай, собрался хорошенько поджарить своих ближайших родственников прямо на дворцовой площади, но тут прилетел Индра (хотя тут больше на Брахму похоже, с коромыслом) и дал всем нагоняй. А мудреца того толпа растерзала на потроха. Художественный интерес представляет декорация дворца.
Зеленый агрессивно настроенный Огр пытается напугать, а потом и выбить дух из просветлённого мудреца. Мудрец спокоен, а затем и вовсе читает огру лекцию о праведной жизни.
Зеленый агрессивно настроенный Огр пытается напугать, а потом и выбить дух из просветлённого мудреца. Мудрец спокоен, а затем и вовсе читает огру лекцию о праведной жизни.
В неком царстве, в неком государстве объявили эпидемию самоизоляции, и местный король Ангати, предвкушая отличные денёчки, запросил у своего жутко умного министра Алата, чем бы заняться полезным. Министр послал короля к главному местному специалисту по самоизоляции, а также по совместительству идиоту - аскету Гуна. Спросив у Гуны, какие полезные дела можно сделать в условиях хаоса и паники современности да так, чтобы и в рай попасть. На что аскет отвечал: "Всё предопределено, не надо суетиться и праведного ничего делать, спи и жри в своё удовольствие". Король проникся. За сим они и расстались.
В неком царстве, в неком государстве объявили эпидемию самоизоляции, и местный король Ангати, предвкушая отличные денёчки, запросил у своего жутко умного министра Алата, чем бы заняться полезным. Министр послал короля к главному местному специалисту по самоизоляции, а также по совместительству идиоту - аскету Гуна. Спросив у Гуны, какие полезные дела можно сделать в условиях хаоса и паники современности да так, чтобы и в рай попасть. На что аскет отвечал: "Всё предопределено, не надо суетиться и праведного ничего делать, спи и жри в своё удовольствие". Король проникся. За сим они и расстались.
И сам аскет и его лесная изба изобилуют множеством деталей.
И сам аскет и его лесная изба изобилуют множеством деталей.
Дом его - это прямо храм всех религий.
Дом его - это прямо храм всех религий.
Очередной Доремон тут скрыт неподалёку.
Очередной Доремон тут скрыт неподалёку.
Ещё один частый персонаж росписей, который как раз и передал детальные описания адских адов, изрядно там налетавшись - это монах Пра Малай и его прообраз Могалана, ученик Будды.

Сами же сцены ада обычно находятся за центральным Буддой в расписных залах тайских храмов. Иногда так эти картины расположены, что толком и не разглядеть.
Ещё один частый персонаж росписей, который как раз и передал детальные описания адских адов, изрядно там налетавшись - это монах Пра Малай и его прообраз Могалана, ученик Будды. Сами же сцены ада обычно находятся за центральным Буддой в расписных залах тайских храмов. Иногда так эти картины расположены, что толком и не разглядеть.
В очередной раз несчастному Доремону досталось место в аду - по центру центрального куба.
В очередной раз несчастному Доремону досталось место в аду - по центру центрального куба.
Завершают мою мини-энциклопедию по тайским росписям пара сцен из самой эпичной и последней 547-ой буддистской сказки - Маха Чат.

Коротко содержание: благородный принц Вессантара был настолько благороден, что отдал в дар соседям главного королевского белого слона, отдал детей в рабство и даже жену отдал какому-то проходимцу. Вот такой был молодец принц Вессантара.

На росписи: деревенские тётки ругают и бьют палкой жену пройдохи Чучока за то, что она сильно заботится о престарелом муже, ходя для него за водой к колодцу, тем самым показывая неправильный пример.
Завершают мою мини-энциклопедию по тайским росписям пара сцен из самой эпичной и последней 547-ой буддистской сказки - Маха Чат. Коротко содержание: благородный принц Вессантара был настолько благороден, что отдал в дар соседям главного королевского белого слона, отдал детей в рабство и даже жену отдал какому-то проходимцу. Вот такой был молодец принц Вессантара. На росписи: деревенские тётки ругают и бьют палкой жену пройдохи Чучока за то, что она сильно заботится о престарелом муже, ходя для него за водой к колодцу, тем самым показывая неправильный пример.
Старый брамин Чучок забрал у принца Вессантара детей себе в прислужники, и довольный уходит искать путь домой.
Старый брамин Чучок забрал у принца Вессантара детей себе в прислужники, и довольный уходит искать путь домой.
Укрывшись в тени деревьев, Чучок отдыхает.
Укрывшись в тени деревьев, Чучок отдыхает.
Бонусы из доремонового храма в Супханбури. Табличка "Картины руками не трогать".
Бонусы из доремонового храма в Супханбури. Табличка "Картины руками не трогать".
Скульптурная композиция во дворе храма. Конец.
Скульптурная композиция во дворе храма. Конец.
Комментарии к альбому
[ 0,15242 ] / [ 83 ] / [ 0,12189 ]