Есть на каналах в Бангкоке такой храм, Ват Интхарам, старинный без прикрас - это раз, с обветшалыми росписями времён Аютайи - это два, с Буддой во гробе, что только ноги торчат - это три, и с популярным у местного населения святилищем боевого и бравого Таксина на коне - это четыре.
С парадного входа от канала нас встречает главный зал храма, где под крышей узнаются китайские цветочные узоры и какие-то странные окошки - это скорее всего дань первоначальному виду храма во времена самого Таксина Великого (правил 1767-1782), когда это был резной тиковый павильон. Позже храм обновлялся Рамой 3-им, тогда и добавились элементы китайского вида.
Перед храмом сидит Таксин - его легко узнать по грозному виду, залихватским гусарским усам, метровому мечу Победы и характерной широкополой шляпе, увенчанной ступой и иногда с перьями. Кстати эта шляпа превратилась в архитектурный элемент - павильоны в виде шляпы можно найти по Таиланду на местах боевых подвигов Таксина.
Две ступы слева и справа от зала - это погребальные памятники для праха самого Короля и его Королевы.
За основным залом расположена структура точь-точь как при руинах королевского Ват Си Санпет в Аютайе: в одну линию на пьедестале домик-ступа-домик-ступа-домик-ступа-домик. Как раз в этих домиках и скрыты старинные росписи и необычный, даже уникальный Будда во гробу. Кто же под ступами - мне не известно.
В двух павильонах - словно брать близнецы два Лежачих Будды. В одном павильоне сооружена небольшая символическая гора, над которой символический стоячий Будда оставляет символический отпечаток ступни. И последний павильон приюти похоронную процессию.
Большинство росписей - это незамысловатые цветочные мотивы с птичками и бабочками. Считается, что изначально такое делали китайские художники из-за дефицита местных, умеющих писать полноценные картины и классические сцены. А потом просто прижилось.
Гробянной Будда несомненно мистический. Аналогов такого изображения не припомню более нигде в Таиланде. А тут, в полумраке, на фоне потёртых стен, с отваливающейся штукатуркой и проступающими кирпичами пьедестала, стоит золочённый гроб, откуда почему-то торчат ноги. Чёрно-зелёно-золотые ученики, склонившиеся у гроба также потёрты, но и заботливо одеты в новенькие робы. Монахи храма постоянно обходят этот и соседние залы, усиленно молясь. Всё это создаёт особую атмосферу.
Действующее святилище Таксина находится чуть в стороне. Тут всегда есть народ: местные тусовщики, продавцы подношений, амулетов и люди, пришедшие на поклон. Домик святилища выделяется крышей, к которой приклеена всевозможная посуда, начиная с тарелок, заканчивая целыми вазами династии Минь на коньках.
Снаружи можно покормить королевского коня сахарным тростником, можно повесить цветочную гирлянду на Таксина. Чуть дальше есть специальная печка, в которой можно сжечь послания или взорвать хлопушки, так радующие своим шумом дух воинственного Короля, кстати освободившего Сиам от бирманцев и по сути основавшего Бангкок как столицу, но тогда ещё со стороны храма Ват Арун.
Внутри святилища расставлены статуи, подарки, портреты, мечи, королевские веера - в общем всё, что что обычно народ приносит в святилища.
Кстати, с прошлого года мы с нашими официальными тайскими гидами проработали экскурсию по старых каналам, куда я включил также храм Интхарам и святилище Короля Таксина. Дороговато выходит, потому как на 3 часа надо арендовать лодку-такси, так что надо ещё оптимизировать. Зато крайне уникально.