Колесо Бытия

Колесо Бытия
В отличие от тайских храмов, пишут, что в тибетских популярная крайне познавательная картина "Бхавачакра", т.е. "Колесо бытия", которая как раз о том, о чём было у меня ранее в заметках про "Четыре благородные истины" и "Восьмеричный путь".

По сути, это расширенное и детализированное "колесо сансары", которое держит как раз тот самый демон-бог Мара, снабжённый тремя глазами и короной с 5-тью черепами. Третий глаз означает мудрость понимания непостоянства, а 5 черепов - это как раз объекты непостоянства: форма, чувство, восприятие, деятельность и даже сознание. Мара крутит "колесо бытия" лапами страданий от рождения, старости, болезни и смерти.

Иногда пишут, что это вовсе не Мара, а начальник ада по имени Яма, но по всей логике, которой буддизм и космология индуизма несомненно пропитаны, тут должен быть именно Мара, регулирующий дела в рамках кармических миров.

Древним людям может было и удобно персонифицировать управляющие миром силы в виде "богов", "демонов" со множеством рук, ног, глаз, голов и ушей, но современному человеку, знакомому с информационными технологиями, Вишны- Кришны Мары-Ямы могут быть более понятными как программный функционал. Физики бы назвали это законом Майкельсона-Шварца.

На различных изображениях "Колеса бытия" в правом углу постоянно стоит Будда (в общем случае - освободительный функционал "Бодхисаттва"), символизирующий выход из сансары (цикла суеты и страданий), перстом указывающий почему-то на Луну, которая также может выглядеть как Дхарма-чакра ("колесо сансары"). В малоизвестных мне версиях буддизма с Луной явно что-то связано...

В центре колеса - мир зверей, где свинья, змея и птица всё-таки в первую очередь означают тупость, агрессию и привязанности соответственно.

Следующий круг - мир людей, где, грубо говоря, одна половина людей восходит ко всему хорошему, а другая опускается в пучины страданий. Также можно найти соответствие между фазами фигур в людском круге и животными по центру.

Третий круг - это шесть миров сансары: боги (дэвы), полу-боги (асуры), люди (манусса), животные, голодные духи (прета) и адский мир (нарака).

Внешний круг - 12 аспектов, причин и следствий, поддерживающих круговорот и перерождения из одного мира кармы в другой: глупость, активность, сознание, имя и форма, шесть чувств, контакт, боль, жажда, алчность, бытие, рождение и смерть. Что тут точно ясно - без хорошей бутылки в этой части разобраться можно лишь с трудом.
Комментарии
[ 0,39782 ] / [ 83 ] / [ 0,37259 ]