Клонг Той - ругательное слово, которым недальновидные любители Бангкока называют вонючий рынок и вонючие трущобы.
На самом же деле - это огромный район, 16км в периметре, покрывающий всю левую сторону Сукхумвита от Асока до Эккамая и вниз до Чао Прайи. То есть добрая половина модной столичной бетонной инфраструктуры "среднего Сукхумвита" - всё это район Клонг Той.
Туда попал и вонючий рынок "Клонг Той" и трущобы, и порт, и Таможня, парки Бенджакири и Бержакитти, бывший выставочный центр Королевы Сирикит, табачная монополия и ещё куча всего.
Район Клонг Той можно грубо поделить на 2 части по улице Рамы 4-ого: северная часть ближе к Сукхумвиту довольно развитая и устоявшаяся, а южная часть представляет смесь трущоб, домов для бюджетников и портовой зоны, под которой текут зловонные каналы, а над которой высятся развилки платных хай-веев.
Но сейчас Клонг Той постепенно меняется, что особо хорошо видно возле одноимённой станции метро, буквально в километре от парка Лумпини, где выросли похожие друг на друга серо-сине-зелёные башни Электрокомпании, международного госпиталя МедПарк, офисов Группы Минор и отеля Модена при модном комплексе FYI.
Это всё конечно здорово и полезно, но совершенно не интересно. А интересное будет дальше, в стороне от главных улиц.
Как гласит русская народная мудрость: "Налево пойдёшь - коня потеряешь". Но коня у нас не было, поэтому и пошли налево.
Трущобы района Клонг Той растянулись на километры вдоль заброшенных и функционирующих жд путей, под мостами и эстакадами, у каналов сомнительного вида.
Поселения тут можно поделить на несколько видов.
1. Стационарные дома, где есть домовая книга, официальный номер дома, электричество через счётчик и прочие блага цивилизации. Хотя подобные домики часто натыканы близко, но тут обычно чисто, уютно, много зелени, кошечек и собачек. Первая секций пути как раз по этой теме.
2. Временные халабуды из говна и палок, кстати буквально, ведь засрано там собаками и кошками всё основательно, как и завалено мусором, ибо жители подобных мест к гигиене и уборке территории относятся по-философски.
3. Этажные многоквартирные дома бюджетников, которые часто выглядят страшно, сравнимо с бараками общежитий, но к "трущобам" относятся вряд ли.
Эта "улочка" мне нравится, так что при случае, всегда стараюсь по ней прогуляться. Снять угол тут можно за 1500-2500 бат, при этом жить будет тесно, но сплочённо, как в селе.
Всё есть: рестораны, магазины с пивком и чипсами, барбер-шопы, стиральные автоматы, автоматы с питьевой водой. Много зелени, которую можно срывать и кушать. А можно прямо посреди улицы поставить мангал и готовить шашлык, что часто и происходит. Но нужно учитывать, что всё-таки иногда проходит поезд и может размазать по путям всю весёлую гулянку.
До метро - минут 5, огромный рынок Клонг Той - минут 10, центральный парк Лумпини - в километре. При "трущобном посёлке" действует своя фешенебельная парковка.
По всем параметрам - небольшой филиал рая в Бангкоке.
Населены далеко не все участки вдоль железнодорожных путей района Клонг Той. Вокруг встречаются и банальные заборы, и не менее банальные кусты.
Временные поселения в промежутках между мусором, заборами и кустами выглядят удручающе. Тут нашли себе место тайские хиппи, философы и мудрецы, решившие отречься от мирских забот, а также от уплаты денег за аренду квадратных метров.
Быт их уже сильно проще, но откуда-то протянута водопроводная труба, ясно откуда протянут и кабель электричества. Есть стиральная машина, надо которой висит 7 лифчиков в цветах дней недели.
Жилища сродни домику Тыквы из Чиполлино, но украшены цветочками, горшочками и декоративным мусором.
Люди в таких местах живут неординарные. Иногда их дома похожи на арт-проекты с модных биеннале современного искусства. Подобное творчество заставляет задуматься о глубоких материях, о несовершенстве мироздания и об идеальном балансе Вселенной, а также о том, дом ли это вообще, или клуб поиска внеземных цивилизаций, или же детская игровая площадка.
Далее, за Таможней и Портом, чтобы жители не расслаблялись, компания кооперативного общественного жилья построила с десяток многоквартирных коробок, здорово украшенных серой сеткой бетона. Обитатели коробок внесли свою лепту в облик района, повесив на балконах решётки с утварью. Стало сразу же в 2 раза красивее.
Не стоит думать, что там всё так депрессивно - между коробками домов есть сквер со спортивными площадками, детским и взрослым бассейнами. Рыночек конечно тут-как-тут.
Таких районов кстати немало - это любое типично расселение бюджетников, что в Дин Дэнг у городского муниципалитета и Министерства труда, что в Чаенг Ваттана у знаменитых гигантских министерств всего возможного.
Между бюджетниками и скоростной дорогой на участке менее чем 100 на 200 метров натыкано ещё сотня домов с расстоянием друг от друга в метр. Там жуткий лабиринт, но и уникальная атмосфера. Сфотографировать в таких условиях что-либо сложно.
И последний кусок знаменитых клонгтойских трущоб - самый большой, его мы обошли только по краю у железнодорожных путей, да и то показалось вечностью.
700 метров длины и до 250 метров глубины. Будто и немного, но учитывая плотность "застройки" - более чем достаточного.
С севера район ограничен эстакадами и каналом (но некоторые строители халабуд влезли и под эстакады и на берега канала), а с юга - старый порт Клонг Той, функционирующий c 50-х годов и поныне. Кстати в те годы индустриального бума в Таиланде порт Клонг Той был в сотне самых загруженных портов мира.
А сейчас пейзажи тут такие, что можно снимать постапокалиптические фильмы без грима.
Не унывают тайцы, даже живя под грохочущих хайвеем на функционирующих железнодорожных путях. Так один таец украсил виды свежими разноцветными флагами, в том числе непонятно откуда добытым флагом СССР.
У другого в доме размером с туалет вместился целый салон магических татуировок "сак янт". Возле дома - святилище всех подходящих святых во главе с отшельником "ры си".
Третий же таец устроил показательно святилище из выпитых бутылок пива и виски, чем явно гордится.
В этом хаосе сложно понять, кто живёт стационарно с официальным номером дома, кто пристроился сам. Где-то есть счётчики электричества, где-то их нет, а иногда счётчик просто висит на стене никуда не подключенный. Водопровод идёт синей трубой прямо по насыпи. Зато почти у каждого есть спутниковая тарелка. У некоторых - даже кондиционер.
Последний участок трущоб облюбовали мастера по дереву, изначально делающие мебель из паллет, а сейчас уже и из нормального материала. Есть и официальные компании.