Маханипата Джатака («Десять великих историй о рождении Будды») представляет собой набор историй из сказок Джатака, описывающих десять последних жизней Бодисаттвы, который, наконец, родится как Сиддхартха Гаутама и в конечном итоге станет Гаутама Будда.
Они представляют 10 добродетелей человечества, которые раскроет просветление. Этими соответствующими добродетелями являются:
- отречение,
- энергия,
- доброжелательность,
- абсолютная решимость,
- проницательность,
- нравственность,
- терпение,
- невозмутимость,
- реальность
- и щедрость.
Синопсис какждой из 10-ти Джатак Маханипата.
Стоит отметить, что краткий пересказ историй не раскрывает сути и глубины, а также взаимосвязей с иными Джатаками и обстоятельствами иложения рассказов Буддой, но лишь даёт представление, о чём же некоторые популярные мотивы в росписях тайских храмах.
1. Принц Темия (искалеченный немой принц)
Акт отречения (некхамма)
Младенец-бодхисаттва Темия не хотел быть следующим королем Бенареса (современный Варанаси), поэтому притворился немым-калекой. Когда Темии было 16 лет, королю Касирайе посоветовали не называть имени очевидного идиота-наследника престола. Прорицатели сказали: «Лучше всего будет запрячь несколько невезучих лошадей в невезучую колесницу и посадить его в нее, отвезти на кладбище и похоронить там». В тот последний день возничий Сунанда начал рыть яму. Бодхисаттва подумал: «Пришло время попытаться убежать». Он высоко поднял колесницу, говоря: «Вот эти мои руки и ноги, и услышь мой голос и то, что я говорю; если ты похоронишь меня в этом лесу, ты понесешь сегодня большую вину». Возничий освободил его. Поэтому он пошел прямо в лес, чтобы жить аскетом.
2. Принц Махаджанака (потерянный принц)
Акт силы (вирия).
Принц Махаджанака сел на корабль, направлявшийся в Суварнабхуми (предположительно Таиланд), золотую землю на Востоке, с целью вернуть себе Королевство Видеха, принадлежавшее его умершему отцу. Корабль, который на своем пути сильно швырнуло в море, не смог пережить повреждений. Доски поддались, вода поднималась все выше и выше, и корабль начал тонуть посреди океана. Зная, что судно обречено, Махаджанака не запаниковал. Он приготовился к этому испытанию, ел до тех пор, пока его желудок не наполнился. Семь дней Махаджанака плавал в океане, прежде чем богиня Манимекхала заметила его в воде. Она узнала Махаджанаку и унесла его. Взволнованный контактом с небесами, Махаджанака заснул. (…)
3. Принц Суванна Сама (преданный принц)
Акт благотворительности (метта)
Родители Сама потеряли зрение, когда ему было 16 лет. С тех пор он был их единственной помощью. Он заботился о своих родителях. Каждый день он ходил к реке Мигасаммата собирать фрукты и набирал воды в котелок. В это время король Бенареса Пилиякха в своем огромном желании оленины тоже подошел к реке и наконец достиг того места, где стоял Сама. Видя, как Сама приручает диких животных, король задавался вопросом, было ли это существо богом или нагой. Чтобы это выяснить, он решил ранить и вывести его из строя, а потом спросить. Король выпустил отравленную стрелу и ранил Саму, который упал на землю. Сама говорила: «У меня нет ни к кому вражды. Кто меня ранил?» Король подошел к Саме и спросил, как его зовут. Затем Сама рассказал королю историю о том, как он воспитывал своих слепых родителей. Король подумал про себя: «Я причинил зло такому святому существу; как я могу утешить его?» Он решил привести слепых родителей к сыну. Тем временем богиня Бахусодари решила помочь Сама и его родителям. В конце концов Сама оправился от раны, и зрение обоих его родителей восстановилось.
4. Принц Неми (благородный король)
Акт абсолютной решимости (адхиттхана)
Неми, как царь Видехи, жаждал узнать ответ на свой вопрос: «Что более плодотворно: святая жизнь или милостыня?» Бог Шакра (Сакка) сказал: «Хотя святая жизнь гораздо более плодотворна, чем милостыня, тем не менее, оба они важны». Небесные божества жаждали увидеть царя Неми. Бог Сакка послал возничего Матали отвезти Неми на Небеса Сакки. По пути царь Неми решил сначала увидеть ад, а затем рай. Когда Ними увидел все страдания в аду, он ужаснулся. Позже они прибыли в Судхамма — зал собраний 33 богов на Небесах. Неми беседовал с богами семь дней, но отказался навсегда жить на этом Раю. После этого он вернулся в мир людей. Он рассказал своему народу о счастье богов и призвал их подавать милостыню и творить добро, чтобы они переродились в этом божественном месте.
5. Принц Махосадха (умный мудрец)
Акт прозрения (паннья)
Махосадха был мудрецом и министром короля Ведехи Митхилы. У короля Кулани из Кампиллы, конкурирующего королевства, был мудрец по имени Кеватта. После неудачной попытки завоевать всю Индию у Кеватты появился план убить короля Ведеху. Прекрасная дочь Кулани, Панкала-чанди, должна соблазнить короля Ведеху. Несмотря на предупреждение Махосадхи, король Ведеха начал планировать свое путешествие в королевство Кулани. За четыре месяца до прибытия короля Ведехи Махосадха начал строить дворец в миле от столицы Уттара-Панкала. В этом дворце был секретный туннель, который вел к реке Ганг и ко дворцу Кулани. Когда король Ведеха прибыл в свой новый дворец, войска короля Кулани окружили его. Реагируя на эту угрозу, Махосадха отправил царя Ведеху через туннель к реке Ганг и войска во дворец Кулани. Эти войска обманом заставили семью Кулани пройти через туннель к реке Ганг. Король Ведеха и семья Кулани отправились на лодке в королевство Митхила. Вскоре после этого Кулани узнал об исчезновении короля Ведехи и его семьи. Когда король Кулани встретил Махосадху, он понял, что не сможет причинить ему вреда, поскольку его семья была взята в заложники. Но когда оба мужчины прошли через туннель, Махосадха тут же взял меч, который спрятал накануне. Он высоко взмахнул мечом и крикнул: «Сир, чьи все королевства Индии?» Король Кулани ответил: «Ваш, мудрый господин! Пощадите меня!» Махосадха сказал: «Не беспокойтесь, господин: королева, сын и мать — все вернутся, мое возвращение — единственное условие». Затем Махосадха передал свой меч королю. Наконец двое мужчин поклялись в искренней дружбе.
6. Принц Бхуридатта (принц нагов)
Закон нравственности (сила)
Принц нагов Бхуридатта нашел муравейник недалеко от реки Ямуны. Каждую ночь он складывал свое тело на вершине этого муравейника. Аламбаяна, заклинатель змей, с легкостью поймал принца нагов, потому что Бхуридатта сказал о себе: «Пусть кто возьмет мою кожу, или мускулы, или кости, или кровь». Аламбаяна затолкал его в корзину и отправился в некую деревню. Он поставил корзину посреди рыночной площади и приказал принцу нагов выйти. Огромная змея танцевала, вызывая большое удивление среди жителей деревни. Когда они ходили из деревни в деревню, они зарабатывали много денег. Затем они достигли Бенареса. Жена и мать Бхуридатты очень скучали по нему. На его поиски послали его брата Судассану. Когда он прибыл в Бенарес, люди собирались посмотреть змеиное шоу. Когда Бхуридатта поднял голову из корзины, он увидел в толпе своего брата. Он подошел к нему, положил голову свою на ногу брата и заплакал. Наконец Аламбаяна трижды воскликнул: «Я освобожу змеиного принца».
7. Принц Чанда Кумара (благородный принц)
Акт терпения (ханти)
Принц Чанда Кумара служил своему отцу, царю Пупхавати Экарадже, в качестве наместника. Кхандахала, брамин, был семейным священником. Король высоко оценил его мудрость и назначил его судьей. Но он брал взятки, отнимал у реальных владельцев собственность и отдавал во владение не тех владельцев. Принц был естественным врагом брамина. Однажды король увидел во сне прекрасное небо. Он спросил Кхандахалу, как попасть в этот рай. Кхандахала ответил: «Это будет стоить тебе дорого. Ты должен принести в жертву: своих сыновей, королев, торговых принцев, быков, коней, четыре штуки этих видов, при правильном ритуале это даст тебе вход в этот рай». Король, не будучи в здравом уме, отдал приказ готовиться к массовому жертвоприношению за пределами города. Чанда Кумара попросил своего отца не идти на это жертвоприношение, но не для того, чтобы спасти себя, потому что он был готов умереть только ради невинных жертв. Войска окружили обреченных. Когда все приготовления были завершены, они привели Чанду Кумару к жертвенной яме. В этот момент королева Чанда Сурия призвала богов. Бог Сакка позволил молнии разрушить королевские зонтики. Без этих зонтиков священная церемония уже невозможна. После этого разгневанная толпа напала на Кхандахалу и убила его. Король Экаджара был отправлен в изгнание, и новым королем стал Чанда Кумара.
8. Господь Брахма Нарада (Великий Брахма)
Акт невозмутимости (упекха)
Ангати был королем Королевства Видеха. Накануне праздника полнолуния король Ангати отправился в олений парк, чтобы встретиться с Гуной Кассапой, обнаженным аскетом. Он спросил правила хорошего поведения по отношению к родителям, учителям, женам, детям, старикам, браминам, армии и своему народу. Гуна ответил: «Нет никакого плода, ни хорошего, ни плохого, в следовании правилам правильного поведения; не существует другого мира. Все существа предопределены, какой тогда смысл раздавать милостыню». Царь Ангати, убежденный в правдивости слов Гуны, решил больше не предпринимать усилий, чтобы творить добро. Нарада, Великий Брахма того времени, посмотрел на землю. Он спустился на землю и сказал: «Я Брахма и я скажу тебе, что ты обрекаешь себя на ад». Ангати ответил: «Если для мертвых существует другой мир, то дайте мне здесь пятьсот золотых, и я дам вам на том свете тысячу золотых». Нарада ответил: «Вот, когда человек любитель греха, мудрецы не доверяют ему взаймы: от такого должника нет возврата». Нарада описал Ад с его бесконечными мучениями. Ангати дрожала от страха. Он обратился за помощью к Бодхисатте и спросил его, как ему прийти в себя. Затем Нарада сказал ему, что, хотя он был царем и здоров, он не заботился о бедных, голодных, стариках и браминах. Король Ангати просил прощения. Нарада поспешил обратно в мир брахмов.
9. Видхура Пандитта (красноречивый мудрец)
Акт реальности (сакка)
Царь Дхананджая жил в городе Индапатта в Королевстве Куру. Видхура Пандитта (Бодхисатта), который был его мудрецом, обладал великим красноречием в рассуждениях о законе. Королева наг Вимала жаждала услышать его слова. Она притворилась больной и только одно могло ее вылечить. Она сказала, что желает сердца Видхуры, иначе она умрет. Ирандати, прекрасная дочь царя Варуны, была отправлена на поиски мужа, который мог бы передать ей сердце Видхуры. Пуннака, як (или демон) услышал ее любовный зов и решил жениться на ней. Царь Варуна сказал: «Если ты приведешь сюда этого мудреца, тогда Ирандати станет твоей законной женой». Пуннака отправился в Индапатту, чтобы встретиться с королем Дхананджаей, чтобы сыграть в кости. Проведя три раунда игры в кости, Пуннака попросил плату — мудреца Видхуру. Король согласился выдать его. Пуннака с ревом схватил Видхуру и закрутил его вокруг головы. Видхура невозмутимо спросил: «По какой причине ты меня хочешь убить?» Когда Пуннака рассказал ему, почему, Бодхисатта понял, что все это бедствие вызвано заблуждением. Он сказал: «Вимале не нужно сердце Видхуры, но она, должно быть, очень жаждала услышать мои слова». Бодхисатта попросил, чтобы его доставили в царство нагов, чтобы прояснить это недоразумение.
10. Принц Вессантара (милосердный принц)
Акт щедрости (дана)
Принц Вессантара жил в столице Королевства Сиви Джетуттаре и был предан милостыне, но никогда не довольствовался даянием. Он подарил Паккаю, королевского белого слона, соседнему королевству Калинга, пострадавшему от засухи. Люди были так разгневаны этим, что королю Санджая пришлось отослать своего сына. Прежде чем принц Вессантара, его жена и двое детей отправились в изгнание, он раздал все свое имущество. По дороге, путешествуя на лошади и повозке, он отдал их брахману. Итак, четверо пошли пешком через джунгли к горе Вамка. Джуджака (тайский: Чучок), бедный старый брамин, жил в деревне Даннивитта с Аммиттадой, красивой молодой женщиной. Джуджака по подсказке жены захотел узнать местонахождение Вессантары. После того, как Джуджака спросил Канху и Джали, детей Вессантары, они спрятались в пруду. Вессантара попросил детей выйти из пруда и пойти с Джуджакой. Бог Сакка изменил облик и остановил Вессантару, который тоже выдал свою жену. Пока Джуджака спал, о двух детях заботились бог и богиня, превратившиеся в отца и мать. После того как король Санджая выкупил двух своих внуков, они вместе с царицей Пхусати отправились на гору Вамка. Принц Вессантара вернулся со всей своей семьей с горы Вамка. Вернувшись в город Джетуттара, их тепло встретили.