Фиговым деревьям (семейство тутовых) Таиланд обязан необычному для взгляда явлению, когда дерево своими корнями сплетается со сторонним объектом. В этом долгоиграющем процессе со стороны природы чаще всего учувствуют дерево Бохди, считающееся священным, и баньян. А со стороны не природной, а человеческой - постройки храмов, строений, чаще всего древние и заброшенные.
DSC_0850.jpg
Одно из самых посещаемых в мире явлений подобного свойства расположено не в Таиланде, а в Камбодже - это руины Тха Пхром при Ангкор Вате, воистину невероятное зрелище и ощущение иного мира, ставшее ещё более знаменито в западном мире после приключенческого кинофильма про грудастую расхитительницу гробниц.
Но Таиланд не сильно отстаёт со своим вариантом Ангкора - руины старой столицы Аютайя, где примерно по центру древнего города раскинулись остатки храма "великой святыни" Ват Махатхат.
Там самым мистическим образом в корни дерева Бодхи ("фикус религиоза") заплелась целая голова Будды, вызывая умиление толп туристов, готовых без устали фотографировать данное чудо и себя на его фоне.
То ли голову забыл у стены местный расхититель гробниц, то ли корни подняли голову, зарытую в землю - история не ясная. Но есть старая традиция приносить такие предметы как повреждённые статуи Будды, в том числе и головы, к дереву Бодхи, иногда прямо устанавливая поломанные священные изображения на ветки. Так что, удивительного тут не много, но туристам нравится верить в более красивые и таинственные истории.
В поиске старых корней на старых стенах не нужно уходить далеко от Аютайи, ведь тут как раз хватает руин, а деревьям, чтобы на этих руинах вырасти, достаточно везения и умело сброшенной птичьей какашки, с вкраплением фиговых семян.
Насчёт живучести деревьев Бодхи. С месяц назад выдрал из щели в цементе у дома фиговый росток. Воткнул его просто в бутылку с водой на подоконнике - и тот растёт как ни в чём ни бывало.
Это место - почти не известно у иностранных туристов, но стало популярно у тайцев за счёт фотогеничности. Название воротам, оплетённым корням дали романтическое - "Ворота времён". За воротами в дворе остатков храма стоит ступа, под ней сделали святилище, а цветочки для святилища тут же продают местные жители, обрадовавшись неожиданной популярности своего захолустья.
По уровню популярности мест про корни за Аютайе уверенно следует также древний храм Ват Банг Кунг, что между знаменитым железнодорожным рынком "раскрывающихся зонтов" и плавучим рынком Дамнен Садуак.
Тут с 4х углов здания слились воедино в целое дерево-здание 4 растения всё того же фигового семейства.
В 1988 году буддистскому монаху, который в ходе путешествия остался тут медитировать, стали приходить видения некой дамы в старинных одеяниях. Как-то раз в храме отвалилась балка с потолка. В ту ночь монаху снова увиделась загадочная дама, попросившая балку отволочь за храм, сделав из неё святилище. Так монах и сделал, дополнительно вырезав на балке женские черты лица.
Видения продолжались, и в очередной раз призрак женщины сообщила монаху, что она - принцесса ЧунЧао. Также попросила вырезать ей фигуру уже более детально, и из дерева Бодхи, растущего при храме.
Монах согласился, наняв резчика по дереву за 80 тыс бат. Однако резчик не знал, как выглядит принцесса, поэтому так и не смог даже начать работу. Тогда монах взялся за дело сам, вырезав статую принцессы.
К чему это всё. Скорее всего к тому, что духи, по местным верованиям имеют свойство селиться в деревьях, то есть в руинах храма дух принцессы жил в дереве Бодхи, а с помощью монаха смог перебраться на новое, более комфортабельное место, где духу приносят дары: платья, разноцветные ленточки, духи, косметику. Дамам внимание всегда же приятно, даже после смерти.
Принцесса ЧунЧон родилась в 1720 году в семья придворного "лорда священника". С детства изучала боевые искусства (муай тай), владение мечом и боевыми заклинаниями. В те времена, бирманская угроза всё ближе и ближе подступала к стенам города Аютайи, откуда свита "лорда священника" и дочь его принцесса ЧунЧон, переодетая в мужика, должны были ретироваться на десятках лодок, барж и каноэ. Что они и сделали, правда как-то второпях забыл самого "лорда", так что принцесса стала за главную.
Проплыв 3 дня по бесчисленным рекам и каналам центрального Таиланда они повстречали бирманскую лодку, гружённую амуницией. По приказу принцессы ночью лодку атаковали, всех пьяных бирманцев поубивали, забрав добро себе. В свою очередь утром бирманцы устроили погоню за принцессой, но та смогла применить свою боевую магию заклинания "Лесной камуфляж", умело завуалировав в кустах всю бригаду от врага.
Так они и продолжили путешествие, в итоге прибыв на реку Ме Клонг, найдя там удачный косок суши дабы разбить военный лагерь, в последствие ставший храмом Банг Кунг.
Принцесса и её соратники продолжали противостоять бирманцам, пока сама не умерла от естественных причин. И считается, что душа принцессы поселилась в том храме, в дереве, поросшем уже в последствие на руинах.
С падением Аютайи в 1767 скорее всего был захвачен и военный лагерь Банг Кунг, а храм разрушен. Затем, через пару сотен лет сюда придут японцы, потом их выгонят американцы, а после всё снова успокоится.
После туристической компании "Невиданный Таиланд" про храм узнали и сами тайцы, для которых место не просто экзотично, а действительно священно.
Заброшенных храмов тут почти не найти, а в действующих с фиговым растением не сильно церемонятся, несмотря на священный статус. Корни здорово разрушают структуру зданий, так что ростки всегда стараются убирать.
Один из самых ярких уголков, где сплелась стена древнего поместья достопочтенной семьи Буннаг и корни дерева, расположен в парке Матери Короля недалеко от Памятного моста.
Тут порос корнями целый заброшенный особняк, создавая довольно жуткое впечатление и виды, словно из фильма ужасов, особенно, если прогуляться тут вечером.
Довольно знаменитый в узких кругах район Талад Ной, что в Чайнатауне, известен и своим священным фикусом, поглотивший за сотню лет останки некого здания, множество статуй, пёстрых лент, красных китайских фонарей, домиков для духов и даже автозапчасти, коими тут промышляют.
В общем, в Бангкоке этого добра хватает, и если хорошенько покопаться в закоулках районов Тонбури и Нонтабури, то найти можно ещё многое, здорово поросшее столетними корнями фикусов Бодхи и баньянов.
Такие деревья некогда были вплетены в деревянный посёлок прямо в старом городе. Но лет 5 назад хунта таки снесла 200-летнее селение, оставив лишь некоторые из древних и священных растений.
Фиговым деревьям (семейство тутовых) Таиланд обязан необычному для взгляда явлению, когда дерево своими корнями сплетается со сторонним объектом. В этом долгоиграющем процессе со стороны природы чаще всего учувствуют дерево Бохди, считающееся священным, и баньян. А со стороны не природной, а человеческой - постройки храмов, строений, чаще всего древние и заброшенные.